Гендиректор «Рособоронэкспорта» Александр Михеев едва не уничтожил отечественное вертолетостроение

14987

У нового главы «Рособоронэкспорта» Александра Михеева оказался интереснейший послужной список, в котором нашлось место проваленным госпроектам, впустую растраченным миллиардам и даже сомнительным операциям с госимуществом.

Жесткая посадка

АО «Вертолеты России» (ВР) повторяет судьбу других компаний, причастных к Минобороны. Их главные приметы − гигантские бюджетные вливания, коррупция и непотопляемость руководителей. Однако кое-чему дело Оборонсервиса чиновников научило: выжав из очередной близкой к «оборонке» компании все, что можно, с ней расстаются тихо и без скандалов. Сначала решили без лишнего шума реформировать погрязший в коррупции «Спецстрой», затем пришел черед «Вертолетов России».

Сразу после новогодних каникул холдинг «Вертолеты России» обрел нового генерального директора − им стал Андрей Богинский, ранее занимавший пост замминистра промышленности и торговли. Бывший же гендиректор вертолетного холдинга Александр Михеев пошел на повышение и возглавил «Рособоронэкспорт». Судя по информации на сайте самих ВР, благодаря Михееву дела шли настолько хорошо, что прибыль росла быстрее выручки. При ближайшем рассмотрении «экономическое чудо Михеева» рассеивается, как дым.

Доходы и обязательства

Доходы и обязательства

Доходы и обязательства АО «Вертолеты России»

Александр Михеев возглавлял «Вертолеты России» в течение последних трех лет. За это время холдинг растерял внушительную часть зарубежных контрактов и переориентировался в сторону обслуживания зарубежной техники. Читая бодрые отчеты ВР, проблемы заметить трудно, хотя долговые обязательства компании в 229 млрд рублей при выручке в неполные 220 млрд рублей не могут не настораживать. Куда красноречивее− сухих цифр ситуация на самих вертолетных заводах. В апреле 2016 года рабочие ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод», надеясь на «Прямую линию» с президентом, говорили о катастрофической недогруженности предприятия и планах руководства перейти на неполный рабочий день и сокращенную рабочую неделю. Попасть в эфир авиастроителям не удалось, как и помешать планам начальства. Через месяц та же участь постигла Казанский вертолетный завод, без долгих объяснений переведенный на четырехдневку.

Самым очевидным способом сократить издержки выглядит ликвидация посредника между государством и государственными же вертолетными заводами. Этот посредник − АО «Вертолеты России». Но менеджеры госкомпаний легких путей не ищут. На поддержку тонущей отрасли бросили госзаказ стоимостью 9,3 млрд рублей ( контракт № 1, контракт № 2), а через пару дней стало ясно, каким видит будущее российского вертолетостроения тогдашний глава холдинга Александр Михеев. 29 декабря 2016 года он заявил, что холдинг займется ремонтом и техобслуживанием вертолетов AgustaWestland AW189 (Италия). Российско-итальянское сотрудничество освещалось в прессе как прорывное достижение вертолетного холдинга. Заметим, что ни одна из этих мер никоим образом не коснулась заводов в Казани и Улан-Удэ.

Полеты во сне и наяву

Но даже простой крупнейших вертолетостроительных заводов страны меркнет перед проектом перспективного скоростного вертолета (ПСВ). Справедливости ради надо сказать, что началось это шоу еще в 2009 году, но именно при Александре Михееве шум вокруг скоростного вертолета достиг апогея. Топ-менеджмент «Вертолетов России» не скромничал, оглашая характеристики еще не спроектированного вертолета. ПСВ должен был разогнаться до небывалой для вертолетов скорости в 500 км/ч. Предвкушая поток зарубежных контрактов, на разработку не скупились.

Rachel

Rachel (Russian Advanced Commercial Helicopter)

В 2011−2012 годах на разработку скоростного вертолета из бюджета выделили 1,1 млрд рублей, в 2013 году сумма увеличилась до 2,5 млрд рублей, а в 2014−2015 годах перспективный вертолет профинансировали еще на 4 млрд рублей. Более того, в 2014 году замминистра промышленности и торговли Юрий Слюсарь готов был профинансировать сей блестящий проект еще на 7,5 млрд рублей. Будущему чуду успели даже дать коммерческое название Rachel (Russian Advanced Commercial Helicopter). С ростом бюджета уверенность конструкторов почему-то таяла. Заявленная скорость в пресс-релизах самих ВР уменьшалась, конкретные сроки реализации проекта отодвигались в будущее, но возглавивший в 2013 году холдинг Александр Михеев не спешил прощаться с проектом, которому обещаны свыше 7 млрд рублей.

Финансирование ПСВ

Финансирование ПСВ в 2014−2015 гг.

Однако экономический кризис сделал свое дело. Зарубежные заказы резко сократились, заводы, как уже было сказано, простаивали, да и Минпромторг задумался, стоит ли тратить деньги на вертолет, который на Запад уже не продашь. Совет директоров ВР, куда входит запомнившийся всем бывший министр обороны Анатолий Сердюков, попытался провести допэмиссию акций компании. Но холдинг, строящий воздушные замки вместо вертолетов, так и не привлек инвесторов. За провальную идею снова расплатилась казна − российские госкомпании выкупили акции по закрытой подписке.

Михеев может уходить

Видя, как «Вертолеты России» уходят в крутое пике, Александр Михеев решил выбрать место поспокойнее. Поэтому к переходу в «Рособоронэкспорт» он начал готовиться еще осенью. А сменивший Михеева на посту гендиректора ВР Андрей Богинский без шума и пыли закрыл бесперспективный проект вертолета Rachel. О своем решении он так же тихо поведал в одном из первых после назначения интервью, деликатно назвав это «переформатированием проекта».

Лебединой песней Михеева стала не слишком оригинальная схема вывода госимущества в распоряжение частных компаний. Для ее реализации оказалось достаточно одного документа за подписью главы «Вертолетов России». Приказом № 0045-УК от 20 апреля 2016 года создается Единый центр обслуживания предприятий холдинга «Вертолеты России», в управление которого переходит имущественный комплекс зданий «МВЗ им. М.Л. Миля» в подмосковном пос. Томилино. В придачу к этому ВР продают управляющей компании находящиеся там транспортные средства, мебель и офисное оборудование с рассрочкой платежа.

Приказ о создании Единого центра

Приказ № 0045-УК о создании Единого центра обслуживания предприятий

Записка о создании Единого центра

Служебная записка о создании Единого центра и передаче имущества ООО «Обслуживающая компания ЛИК»

Управляющая компания выбрана путем неизвестных законодательству процедур и указана прямо в приказе. Имущество «МВЗ им. М.Л. Миля» досталось скромному ООО «ВР-Ресурс» (ранее ООО «Обслуживающая компания ЛИК»). Совершенно случайно гендиректором «ВР-Ресурс» является сын главбуха «МВЗ им. М.Л. Миля» Виктор Зеленцов. За восемь месяцев до перехода Михеева в «Рособоронэкспорт» схема успешно обкатана и может быть использована на новом месте. Тем более что истории у всех госкомпаний, причастных к оборонзаказу, удивительно схожи.