Недобиток из девяностых: Президент компании Славтэк Александр «Ганс» Петерман и его заказные убийства

13847

Казалось бы, «лихие девяностые» давно позади, а их представители давно сгинули в огне криминальных разборок. Однако, как выяснилось, старый криминал не только жив и здоров, но и давно вошёл во власть, обжился там, и только ждёт своего часа, чтобы скинуть дорогой костюмчик и снова взять в руки «стволы».

В предыдущем материале мы рассказали о «правой руке» руководителя компании «Славтэк» Евгении Вострикове. Востриков подозревался в избиениях полицейских, но все дела против него разваливались. Также имя Вострикова звучало в деле об убийстве его двоюродного брата, с которым в девяностые они делали сомнительный бизнес.

Другой представитель компании «Славтэк» также был замешан в историях с заказными убийствами. Знакомьтесь, печально известный жителям Нижневатовска директор ЗАО «Славтэк» Александр Петерман. ЗАО «Славтэк» создано в г. Нижневартовске в 1993 г. и контролируется депутатом городской думы Александром Петерманом, более известным в городе под кличкой «Ганс».

В 1996 году Петерман (Ганс) впервые избирается в городскую Думу Нижневартовска. В конце 90-х годов сколоченное им сообщество, именуемое «Спортсмены», начинает вытеснять из города другие группировки, возглавляемые «ворами в законе». Как говорит один из источников в правоохранительных органах Самотлора:

«Он никогда не признавал воровского сообщества и всегда с ним конфликтовал».

Стартовый капитал Петерман отхватил как раз в девяностые на торговле нефтью. Тогда «спортсмены» взяли под контроль нефтедобывающие предприятия «Нижневартовскнефтегаза» (дочки ТНК). В 1997 году «спортсменов» Петермана отстранили от трубы, а гендиректора «Нижневартовскнефтегаза» Виктора Палия уволили. Считалось, что Виктор Палий находился под влияние «спортсменов».

Впрочем, хотя от основной трубы Петермана оттащили, заработанного на нефти хватило для того, чтобы скупить почти весь город. Он создаёт структуру «Славтэк». В конце девяностых «Славтеку» прямо или опосредовано принадлежало до 70% всех магазинов города, акцизный склад, сеть ресторанов, досуговых центров и гостиниц, АЗС, мясокомбинат, пивзавод, банк, страховая компания, ряд СМИ, транспортных, строительных и нефтедобывающих предприятий.

Одно время у компании «Славтэк» был конфликт с губернатором Филиппенко, но спустя время была достигнута простая договоренность – Петермановцы не идут в политику, а за это областные власти нагружают компанию государственными подрядами. По сути, соглашение корруционное – ведь бандиты шли во власть как раз за деньгами, а тут получается, что власти покровительствовали криминальным заработкам, лишь расширяя их возможности и кормовую базу. Фактически, областная власть «откупилась» от бандитов.

2000-2005 – консолидация криминальных активов

В 90-е годы интересы Петермана пересеклись с Мамукой Джинчарадзе, представителем грузинской «диаспоры» в бизнесе Нижневартовска. Через него грузины пытались контролировать всё тот же самый «Нижневартовскнефтегаз». Но на бизнесе интересы Мамуки не ограничились.

В 2001г. оба бизнесмена избрались в городскую думу Нижневартовска, а год спустя конкурировали друг с другом по довыборам в Госдуму РФ от нижневартовского округа. С этого же время между ними начинаются сильные трения, в результате которых Мамука вынужден покинуть город и обосноваться в Москве. В 2004 г. Джинчарадзе неожиданно приезжает в Нижневартовск и собирает пресс-конференцию, в ходе которой сделал ряд сенсационных заявлений, обвиняя в коррупции своего бывшего партнера по «Славтэку» и ряд местных милицейских чинов. Реакция Петермана и милицейского руководства была достаточно бурной. Ими был инициирован судебный процесс в отношении Джинчарадзе по обвинению последнего в клевете.

Джинчарадзе стремительно покидает город, объясняя это угрозами расправы со стороны Петермана. 5 февраля 2005 г. Джинчарадзе расстрелян в Москве в своей машине.

«Славтэк» был одним из учредителей «Коминтела», однако в 2002 г. продал свой пакет акций (45%). Однако Петерман почему-то «забыл» об этом и с некоторых пор возглавляемая им корпорация начала домогаться до «Коминтела», требуя подтверждения своих прав «акционера» и предоставления всей документации общества за всю историю его деятельности.

«Коминтел» наезды проигнорировал и тут же подвергся милицейскому прессингу. В последней акции напрямую участвовало ЗАО «Славтэк» — «Торговая компания Югорская» входит в структуру корпорации, а некто независимый юрист Красильников, который и уполномочен был проводить переговоры с «Коминтелом», был сотрудником «Славтэка». За несколько дней до появления судебных приставов в офисе «Коминтела» в Москве в упор был расстрелян упомянутый нами выше Мамука Джинчарадзе. Основной «профит» от смерти Мамуки получил Петерман.

Спустя несколько лет после передела «Коминтела» Александр Петерман прославился и в других делах в том числе по перечню тяжких уголовных дел. Как писали «Ура.ру»:

«Помимо многочисленных похищений людей, – говорит собеседник нашего агентства, – нижневартовская преступная группа подозревается в причастности порядка к 12-ти заказным убийствам, совершенным в период с 1994 по 2004 годы в ряде городов России, а по большей части, УрФО: Москва, Анапа, Нижневартовск, Нефтеюганск, Сургут, Пыть-Ях и Ханты-Мансийск».

Впрочем, те события случились более 20 лет назад и отыскать правду в тех эпизодах сейчас довольно трудно, но и без этого можно найти информацию об ОПГ «Петермановские». В глазах местных жителей Петерман позиционируется как благородный и честный бандит. Но настолько ли он честен и благодарен этим жителям, насколько хочет показаться? И можно ли вообще говорить о бандитском благородстве?

2004-2011 «Славтэк» — компания-недобиток

К середине нулевых по основным экономическим показателям ЗАО «Корпорация «Славтэк» считалась второй компанией Нижневартовска, уступая лишь гиганту такому гиганту как ТНК.

Часть политических разборок Петермана была обусловлена «войной» с представителями компании ТНК в том числе в борьбе за контроль над местной администрацией и представительным органом. Что до силовиков, то эту ветвь власти нефтяники «приватизировали» с попеременным успехом. Например, начальник милиции Гусейнов считался на протяжении почти всей своей карьеры «человеком не государственным, а человеком Петермана». Последний считается оплачивал не только досуг полицейских и прокурорских работников, но осуществлял и другие формы материальной благодарности.

Считается, что ряд «антикоррупционных» расследований Гусейнов вёл по личному распоряжению Петермана.

Показательна была ситуации, когда более 15 лет назад Петерман задумал стать главой Нижневартовского района, а его оппонентом выступил аппаратчик Борис Саломатин, поддержанный ТНК.

Для свой политической деятельности Петерман «приватизировал» местное отделение «Справедливой России» — партии, куда во многих регионах влились те, кому не нашлось места в «Единой России». Что логично, потому что откровенных бандитов федеральная власть всегда старась держать на расстоянии от себя. Тогда Петерман не чурался активно вкладываться в пиар. В заказных статьях он представлялся героем – «парнем из народа, отслужившим в ВДВ и обладающий немецкой педантичностью». По какой причине Петерман постеснялся говорить о своих корнях, можно только догадываться. Нельзя исключать склонность к антисемитизму. Интересно, что выход лестных статей о Петермане хронологически совпадает с выходом чернушных заметок про его оппонентах.

Стоит также отметить, что в заказных статья «Славтэка» Петерман и Гусейнов фигурируют как борцы с коррупцией и отчаянные защитники Нижневартовска. Наоборот, в статья оппонентов, Петерман и Гусейнов фигурировали как местная организованная группа пытающая взять под контроль город, но в любом случае упоминались в связке, как партнёры.

В результате многочисленных уголовных дел в отношении сотрудников «Славтэка» и лично в отношении Петермана, из его ближайшего окружения за решеткой оказался один Гусейнов. Самому Александру Петерману повезло, он даже сохранил депутатский мандат.

2011- наши дни: от бандитской славы лишь только кличка «Ганс»

Примерно после 2010 года Петерман решил светиться в криминальной хронике как можно меньше, а его войны переместили из бандитского мира в мир местной политики Нижневартовска.

Например, в 2013 году Петерман решил побороться за места в местных думах муниципальных образований. От Петермана выдвинулось несколько самовыдвиженцев, в том числе вице-президент «Славтэка» Владимир Крепких.

В 2015 году отдел МВД по Нижневартовску возбудил уголовное дело в отношении экс-кандидата – дело против Владимира Крепких было возбуждено по статей УК «Побои». Утверждалось, что Крепких избил ребёнка. Учитывая нравы других товарищей из окружения Петермана, в том, что такое деяние имело место быть, можно практически не сомневаться.

Через пару лет «Ганс» (Петерман) собрался баллотироваться в Государственную думу от партии «Родина», региональное отделение которой Петерман прикупил под выборы 2016 года. Согласно данным сайта «Руспрофайл» связанным с ООО «Корпорация «Славтэк» до сих пор является региональное отделение партии «Родина» в ХМАО.

После получения партийной должности в «Родине» он заявил, что планирует баллотироваться в Госдуму по одномандатному округу.

«Нижневартовск, Сургут, Лангепас, Мегион, Радужный. Это сложный регион, я по нему уже баллотировался 12 лет назад, когда были довыборы, и моим оппонентом стал заместитель губернатора ХМАО. Власти ничего не оставалось, кроме как снять меня по надуманному предлогу, потому что он проигрывал везде», — самоуверенно добавил Петерман.

Считалось, что через «Родину» Петерман рассчитывал вести переговоры с властями ХМАО, как он это делал десять лет назад через вице-губернатора ХМАО Александра Кима.

Когда журналист Эдуард Шмонин публиковал статьи, посвященные Евгению Вострикову он слишком уверенно и нагло напирал на то, что у него имеется некий источник, который передавал информацию про Вострикова. Наверняка, значительная часть материалов на Вострикова у Шмонина была зафиксирована на видео или аудио-запись.

Ряд источников высказывают мнение, что травля Шмониным Вострикова начала как раз после того, как Петерман окончательно отодвинул от себя Евгения Вострикова. Да и сам Шмонин утверждал, что информацию к нему принесли (в показаниях на Шмонина, Востриков якобы отмечал, что Шмонин пришел и сказал, что его Шмонину «заказали»). Не исключено, что такой человек как Петерман мог воспользоваться услугами «инфокиллера» Шмонина. Что поделать, какие времена, такие и «киллеры».

Но всё это было несколько лет назад и почти забылось… О том, что происходит в компании «Славтэк» прямо сейчас, а также о том, что задумал Александр Петерман, мы расскажем в следующих публикациях.