Алексей Репик и его коррупционная присоска. Антимонопольный скандал с фирмой «Р-Фарм» покажет коррумпированных чиновников Минздрава?

1615

Минздрав и крупнейший российский производитель и поставщик лекарств – АО «Р-Фарм», принадлежащее президенту «Деловой России» Алексею Репику, стали фигурантами трех антимонопольных дел. Развитие этого скандала может показать коррумпированных чиновников Минздрава, которые «кормились» с этих контрактов.

В марте 2018 г. ФАС сообщала, что провела внеплановую проверку Минздрава и выявила признаки нарушения закона «О защите конкуренции»: по мнению службы, Минздрав мог создать группе компаний «Р-Фарм», которой владеет Алексей Репик, преимущества при закупке лекарств. Доля «Р-Фарма» в госзакупках лекарств в 2017 г., по данным «IQVIA Россия и СНГ», составила 8,3%, сообщает агентство конфликтной информации Устав.нет.

В 2017 г. «Р-Фарм» нарушил условия 19 контрактов, рассказывал человек, близкий к одной из сторон разбирательств. «Ведомости» подсчитали, что сумма контрактов – 8,2 млрд руб., закупались препараты против вируса иммунодефицита человека, гепатитов В и С, туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью и другие антивирусные и антибактериальные препараты. Нарушения подтверждались данными сайта госзакупок и сервиса «СПАРК-маркетинг»: три контракта «Р-Фарма» были прекращены по соглашению сторон, у остальных 16 – изменены условия. За такие нарушения компания должна была быть внесена в реестр недобросовестных поставщиков, объясняла ФАС, но «Р-Фарм» и сейчас продолжает участвовать в торгах.

Одно антимонопольное дело возбуждено за нарушение статьи 16 закона о конкуренции – она запрещает соглашения с властью, которые могут влиять на цену. Второе – пункта 2 части 1 статьи 11: о картельных соглашениях. Третье – части 4 той же статьи 11: о запрете соглашений, приводящих к ограничению конкуренции. Человек, знакомый с результатами проверки, говорит, что общая сумма нарушений определена примерно в 3 млрд руб., а заведенные ФАС дела напрямую связаны с проверкой.

Когда Алексей Репик «присосался» к Минздраву?

В прошлом году ряд СМИ уже указывали на то обстоятельство, что компания «Р-Фарм» забирает себе самые крупные и ресурсообеспеченные тендера. О том, что фармацевтическая компания «Р-Фарм» победила в 10 аукционах на поставку в российские больницы препаратов против ВИЧ, сообщил портал «Компромат 1». Всего в конкурсе участвовали 20 госконтрактов на сумму 4 млрд рублей.

Примечательно, что эта сумма была выделена дополнительно, из резервного фонда. Причина – сбой поставок лекарств в регионы. Вот только победителя аукциона ранее тоже неоднократно обвиняли в срывах сроков…

Как выяснилось, Репику достались подряды на поставку восьми препаратов: от общего «пирога» он «откусил» больше половины – 2.5 млрд рублей. Еще семь тендеров получили пять фармацевтических компаний, но стоимость ни одного из них даже не приблизилась к миллиарду.

В исходном бюджете на препараты для ВИЧ-инфицированных было заложено 17.6 млрд рублей, 10 млрд из которых получил Репик. Теперь общая сумма расходов Минздрава на эти цели выросла до 21.6 млрд рублей, доля «Р-Фарма», соответственно, до 12.5 млрд рублей

В апреле 2017 года «Р-Фарм» уже сорвал сроки по поставкам препарата атазанавир: регионы должны были получить его до 1 мая, однако этого не произошло. Активисты группы «Пациентский контроль» в связи с этим обратились в Минздрав и непосредственно к Репику, но ответа не получили. И только 1 ноября гендиректор фармацевтической компании Василий Игнатьев заявил, что перебои были связаны с проблемами изготовителя – у «Бристол Майерс Сквибб» якобы не было субстанции для производства препарата. Так это или нет, пока выяснить не удалось.

Между тем, в августе Минздрав уже обратился с иском к «Р-Фарму» за срыв сроков поставок: с компании требуют взыскать неустойку за проблемы 2014 года! Сумма неустойки по сравнению с получаемыми Репиком объемами бюджетных средств, правда, критически мала – всего 26.7 млн рублей. Сдается, что любимому Минздраву эти деньги он мог отдать даже без суда. А размеры получаемых «Р-Фармом» госзаказов действительно поражают: в 2014 году компания получила госзаказов на 32.1 млрд рублей, в 2015 году увеличила эту сумму до 35.6 млрд рублей, захватив 10.6% рынка. Вот только способы получать тендеры Репик использует… весьма своеобразные.

«Любимый поставщик» Минздрава

Вероника Скворцова. министр здравоохранения России

И тем не менее, в 2018 году история повторилась – Минздрав вновь отдал самые лучшие тендера скандальной фирме Алексея Репика. И теперь они изображают, что не в курсе проводимых проверок и не понимают повышенного внимания СМИ к своей деятельности.

«У «Р-Фарма» нет информации ни о существе антимонопольных дел, ни о сути вменяемого нарушения, запросы от антимонопольного органа не поступали, проверочные мероприятия не проводились» — заявляет представитель «Р-Фарма».

Если запросы поступят, компания предоставит ФАС все необходимые документы, чтобы проверка прошла без затруднений.

«Мы готовы оказать полное содействие в проведении антимонопольного расследования», – говорит он и уверяет, что, участвуя в госзакупках, «Р-Фарм» строго руководствуется действующим законодательством.

Если вина компании будет доказана, ФАС может возбудить в ее отношении административное дело, которое повлечет санкции, продолжает собеседник «Ведомостей», знакомый с деталями проверки ФАС. В марте начальник управления ФАС по борьбе с картелями Андрей Тенишев объяснял, что правонарушителям – юридическим лицам грозит штраф от 10 до 50% цены контракта, а должностным лицам – административная либо уголовная ответственность в зависимости от тяжести последствий.

История беспрецедентная для фармацевтического рынка, поэтому сложно предсказать ее исход, говорят юристы. Некоторые утверждают, что если отстранить «Р-Фарм» от поставок, то лекарства будет некому поставлять, однако такие заявления странно слышать в условиях рыночной экономики.

В реестр недобросовестных поставщиков для госзакупок компания включается, если выиграла торги, но уклоняется от заключения контракта, а также если контракт с ней расторгнут по решению суда или если фиксируется отказ от исполнения контракта, объяснял старший юрист Baker & McKenzie Сергей Ломакин: попав в реестр, компания два года не участвует в торгах. Процесс госзакупки выверен, а мирные разрешения выглядят так, будто Минздрав потворствует компании, меняя условия в угоду поставщику.

Самое неприятное в этой истории для Минздрава в том, что будут раскрыты имена чиновников, причастных к заключению подобных заведомо незаконных контрактов. По цепочке ответственность может дойти до начальников, а дальше начнутся увольнения. Именно этого больше всего опасаются чиновники Минздрава.