В прокуратуре Республики Коми состоялось расширенное заседание коллегии прокуратуры республики, посвященное итогам 1 полугодия 2012 года и задачам, стоящим перед органами прокуратуры

18236

Сегодня в прокуратуре Республики Коми состоялось расширенное заседание коллегии прокуратуры Республики Коми, на котором подведены итоги работы органов прокуратуры республики по укреплению законности и правопорядка в 1 полугодии 2012 года и определены задачи по повышению эффективности прокурорского надзора и обеспечению законности во втором полугодии.

В работе коллегии приняли участие председатель Государственного Совета Республики Коми Марина Истиховская, заместитель Главы Республики Коми Константин Ромаданов, Уполномоченный по правам человека в Республике Коми Ольга Севастьянова, руководители правоохранительных органов республики, заместители прокурора республики, старшие помощники прокурора республики, руководители структурных подразделений центрального аппарата прокуратуры республики, прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур.

С основным докладом выступил прокурор Республики Коми Сергей Бажутов.

В первой части заседания также выступили заместитель Главы Республики Коми Константин Ромаданов, Председатель Госсовета Республики Коми Марина Истиховская и Уполномоченный по правам человека в Республике Коми Ольга Севастьянова, которые положительно оценили деятельность органов прокуратуры республики и озвучили приоритетные направления совместной деятельности в наступившем году.

Предлагаем Вашему вниманию полный текст выступления прокурора Республики Коми С.А. Бажутова.

Уважаемые участники коллегии!

Выполняя задачи, поставленные перед органами прокуратуры Президентом Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации, органы прокуратуры Республики Коми в первом полугодии 2012 года обеспечили в целом качественное исполнение возложенных функций.

Осуществляя надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина выявлено 26083 нарушения, что на 12% больше чем в аналогичном периоде прошлого года, из них 4781 – в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. По актам прокурорского реагирования 3 000 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности и 1667 – к административной. На 20% увеличилось количество отмененных и изменённых по протестам прокуроров правовых актов. Всего прокурорами внесено 1985 протестов на незаконные правовые акты. По результатам «общенадзорных проверок» в суды направлено 4580 заявлений на общую сумму 261 миллион рублей. Наши требования уже удовлетворены на сумму 38 млн. 616 тыс. руб.

Существенные коррективы были внесены в организацию надзора по ряду важнейших направлений прокурорской деятельности, совершенствовалась практика межведомственного взаимодействия с контролирующими и правоохранительными органами, органами власти и местного самоуправления.

***

Обеспечение единого правового пространства в регионе невозможно без проведения совместных с органами власти мероприятий. Достигнутое в этом вопросе взаимопонимание и принятые Главой республики организационные меры позволили активизировать превентивную работу органов прокуратуры в сфере нормотворчества.

Если в первом полугодии прошлого года из органов исполнительной власти республики в прокуратуру поступило всего 54 проекта нормативных правовых актов, то в этом году правовую экспертизу уже прошли 273 проекта, что в 5 раз больше аналогичного отчетного периода.

В прокуратуры городов и районов на проверку поступило 93% проектов муниципальных нормативных правовых актов от общего числа принятых. Всего же прокурорами изучено 4283 проекта, что в полтора раза больше аналогичного периода прошлого года.

На сегодняшний день эта работа налажена в большинстве прокуратур. Улучшилась организация работы и в тех районах, прокуроры которых подверглись критике по итогам работы за 2011 год (это Воркута, Ижемский и Сыктывдинский районы).

В конечном итоге проверка нормативных правовых актов на проектной стадии позволила пресечь принятие значительного количества незаконных правовых актов, ведь нарушения федерального законодательства установлены в каждом пятом проекте, поступившем из исполнительных органов республики, и в каждом седьмом проекте муниципального нормативного правового акта.

Несмотря на положительные результаты работы в этом направлении деятельности, прокуроры города Инты и Удорского района допустили просчеты в работе (ими изучено всего 44 % проектов). Особенно удивляет такое положение дел, если учесть, что прокуратура Инты в первом полугодии устраняла недостатки в работе после комплексной проверки, проведенной в октябре 2011 года, а прокуратура Удорского района готовилась к такой проверке. Этим прокурорам необходимо разобраться в причинах упущений и доложить по итогам работы за 9 месяцев.

***

Одной из мер по предупреждению коррупции является антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов.

В текущем году совместно с органами местного самоуправления приняты меры по завершению работы в части установления в муниципалитетах процедуры предоставления в органы прокуратуры для проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.

Благодаря этому по сравнению с прошлым годом с 234 до 478 возросло количество выявленных органами прокуратуры нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы.

Однако в нарушение требований Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Закона Республики Коми «О противодействии коррупции в Республике Коми» администрацией городского округа «Сыктывкар», Советом городского округа «Инта», отдельными сельскими поселениями в Сосногорске, Троицко-Печорском, Княжпогостском, Усть-Вымском и Усть-Цилемском районах порядок предоставления в органы прокуратуры для антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов до настоящего времени не определен.

Требую от прокуроров перечисленных городов и районов выяснить причины длительного непринятия такого порядка и в целях оказания практической помощи муниципалитетам при необходимости использовать предоставленное право нормотворческой инициативы.

***

Федеральным законодательством о противодействии коррупции установлен широкий круг ограничений, запретов и обязанностей для государственных и муниципальных служащих. Вместе с тем факты несоблюдения служащими установленных для них запретов и ограничений как в период нахождения на службе, так и после увольнения с неё имеют повсеместный характер, но не находили своевременного реагирования как со стороны руководителей органов государственной власти и местного самоуправления, так и со стороны органов прокуратуры.

Одним из таких ограничений в соответствии со ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» является обязательное уведомление нового работодателя о прежнем месте своей службы, получение согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов на трудоустройство. В свою очередь работодатель должен сообщать о трудоустройстве «бывшего госслужащего» по его прежнему месту работы. За несоблюдение данных требований закон предусматривает ответственность как работника, так и работодателя.

В апреле 2012 года с целью проведения разъяснительной работы и дальнейшего распространения среди руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти Республики Коми мы направили соответствующую информацию Главному федеральному инспектору в Республике Коми, после чего в органы прокуратуры из органов государственной власти начала поступать информация об уволенных служащих в целях проверки соблюдения ограничений, установленных законом.

Первыми инициировали предоставление таких материалов Управление ФССП республики и Управление Роспотребнадзора, в дальнейшем проверки проведены по материалам республиканского Управления Росреестра, Антимонопольной службы и ряда других.

По результатам этих проверок во втором квартале прокурорами возбуждено 11 дел об административных правонарушениях по ст. 19.29 КоАП РФ (незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг бывшего государственного или муниципального служащего), по 8 из которых виновные уже привлечены к административной ответственности.

Так, по материалам органов прокуратуры руководители ООО «Усинский коммунальный сервис», ООО «Управляющая компания «Вуктыльский Дом» привлечены к административной ответственности в виде штрафов в размере 20 тыс. рублей, на юридическое лицо — ООО «Касса взаимопомощи» наложен штраф в размере 100 тыс. рублей.

В суды направлено 10 исковых заявлений о возложении обязанности уведомить о принятии на работу бывших государственных и муниципальных служащих, 5 из которых уже рассмотрены и удовлетворены.

Наиболее активно осуществляли надзор в этой сфере прокуроры города Сыктывкара, Сыктывдинского, Ижемского и Княжпогостского районов, Печорский межрайонный прокурор.

Остальным прокурорам необходимо во 2 полугодии провести сверки с поднадзорными территориальными органами государственной власти, органами местного самоуправления об уволенных со службы государственных и муниципальных служащих о соблюдении ими и их новыми работодателями ограничений, предусмотренных ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции». По результатам принять исчерпывающие меры прокурорского реагирования.

Отраслевому отделу по итогам работы за 9 месяцев проанализировать эту работу и подготовить в адрес прокуроров обзор практики применения мер гражданско-правовой и административной ответственности в связи с несоблюдением указанных ограничений.

***

Серьезную угрозу безопасности личности, общества и государства в условиях развития национальной и конфессиональной структуры российского общества представляют экстремистские проявления.

Распространению таких правонарушений, в первую очередь, способствует пропаганда идей религиозного, национального и расового превосходства, в том числе посредством сети Интернет, где количество сайтов данной направленности исчисляется тысячами.

Действенной формой противодействия экстремизму является реализация правоохранительными органами предусмотренных законом функций по выявлению материалов, имеющих экстремистскую направленность, признание их в судебном порядке экстремистскими и включение в федеральный список, в котором на сегодняшний день насчитывается 1364 экстремистских материалов.

Вместе с тем результаты прокурорских проверок свидетельствуют о доступности сайтов в сети Интернет для просмотра экстремистских материалов, в том числе включенных в федеральный список.

В качестве примера приведу установленный в Сыктывдинском районе факт распространения подростком в одной из социальных сетей ряда экстремистских материалов, полученных им в свободном доступе в сети Интернет. Уголовного наказания несовершеннолетний избежал лишь по причине недостижения возраста уголовной ответственности.

Следует констатировать, что в нарушение требований Федеральных законов «О противодействии экстремистской деятельности» и «О полиции» территориальными органами внутренних дел и специально созданными подразделениями МВД республики (отдел «К» и Центр по противодействию экстремизму) материалы в органы прокуратуры для обращения в суд с требованиями о признании сайтов экстремистскими не направляются, факты распространения в сети Интернет экстремистских материалов своевременно не пресекаются.

По решениям судов нашего региона в федеральный список включено только 4 экстремистских материала.

Интернет-провайдерами меры по самостоятельному прекращению доступа к сайтам экстремистского характера не принимаются.

В целях дальнейшего совершенствования этого направления прокурорской деятельности прокуратурой республики 22 мая 2012 года подготовлено указание «О мерах по реализации приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 19.11.2009 № 362 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности».

Результативные проверки провели прокуроры гг. Инты, Усинска, Сыктывкара, Воркуты, Сыктывдинского, Усть-Куломского и Усть-Вымского районов, предъявившие в суды 30 заявлений о признании материалов экстремистскими и об ограничении доступа к интернет-ресурсам, признанным экстремистскими.

В то же время требую от прокуроров гг. Сосногорска, Ухты, Корткеросского, Троицко-Печорского, Койгородского, Удорского и Ижемского районов повышения эффективности работы по выявлению и устранению причин и условий, способствующих проявлению экстремизма, в том числе в сети Интернет.

При реализации полномочий в этой сфере особое внимание следует уделить качеству направляемых в суды материалов. Для установления в информационных материалах признаков экстремизма важно обеспечить проведение экспертных исследований и надлежащую оценку смысловой направленности материалов специалистами научных и высших учебных заведений республики, профессионально владеющими специальными познаниями.

Старшему помощнику прокурора республики, ответственному за данное направление, поручаю обеспечить конструктивное взаимодействие с соответствующими подразделениями МВД республики и Управления ФСБ в целях оформления профессиональных заключений о возможности доступа к экстремистским сайтам, их адресах и разработчиках.

Более детально вопрос борьбы с экстремизмом в текущем полугодии будет предметом обсуждения на коллегии прокуратуры республики.

***

С целью неукоснительного исполнения приказа Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации приоритетных национальных проектов» также приняты дополнительные организационные и методические меры. В марте 2012 года состояние взаимодействия при реализации приоритетных национальных проектов обсуждалось на межведомственном совещании с участием всех заинтересованных контролирующих органов и ведомств, что позволило выявить нарушения в тех сферах, в которых ранее они не выявлялись. Это приоритетные национальные проекты «Развитие агропромышленного комплекса» и «Здоровье».

В целом на этом направлении надзора количество исков увеличилось с 314 до 613 (или на +95%), с 12 до 77 возросло количество лиц, привлеченных по постановлениям прокурора к административной ответственности, с 213 до 430 или в 2 раза возросло количество лиц, привлеченных к дисциплинарной ответственности, с 14 до 22 увеличилось количество возбужденных на основании материалов прокурорских проверок уголовных дел.

Особенно ярко это можно проиллюстрировать на примере возбуждённых по результатам проведённых «общенадзорных проверок» уголовных дел.

В сфере приоритетного национального проекта «Здоровье» возбуждено 9 уголовных дел по фактам злоупотреблений при получении средств материнского капитала, а также незаконного получения медицинскими работниками вознаграждения на основании заведомо ложных сведений о проведении дополнительной диспансеризации граждан. Эти дела возбуждены по результатам проверок прокуроров городов Сыктывкара, Воркуты, Сосногорска, Сыктывдинского и Усть-Куломского районов.

3 уголовных дела в сфере приоритетного национального проекта «Развитие АПК» возбуждено по фактам незаконного использования средств, выделенных на поддержку сельхозтоваропроизводителей. Эффективно работали на этом направлении прокуратуры Ижемского и Усть-Вымского районов.

По факту хищения денежных средств, выделенных для модернизации оборудования школьных столовых, возбуждено уголовное дело в сфере приоритетного национального проекта «Образование».

Во втором полугодии следует продолжить работу в данном направлении. При выявлении нарушений прежде всего использовать меры административного и уголовно-правового характера, добиваясь привлечения всех виновных лиц к ответственности, с учетом предоставленных полномочий в рамках гражданского и арбитражного судопроизводства обеспечить полное возмещение причиненного ущерба. Прокурорам Троицко-Печорского и Удорского районов необходимо принять меры по надлежащей организации надзора в данной сфере.

***

В июле текущего года Генеральная прокуратура Российской Федерации о состоянии законности в сфере соблюдения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проинформировала Правительство Российской Федерации. С положительной стороны отмечена работа прокуратуры республики по инициированию вопроса об увеличении объемов финансирования из республиканского бюджета на приобретение жилых помещений для детей-сирот и совершенствованию регионального законодательства в указанной сфере.

За 6 месяцев 2012 года органами прокуратуры республики в суды направлено 90 исков о возложении на органы местного самоуправления обязанности предоставить жилые помещения детям-сиротам (за аналогичный период 2011 года – 58). С положительной стороны отмечается работа прокуратуры Койгородского района, которой незамедлительно предъявлены исковые заявления в интересах всех граждан, обратившихся в органы местного самоуправления с соответствующими заявлениями в течение 2012 года.

Одновременно предупреждаю о персональной ответственности прокуроров г. Сыктывкара, Троицко-Печорского района и Печорского межрайонного прокурора, не организовавших должным образом исковую работу по защите жилищных прав детей-сирот.

С учетом ежегодного увеличения примерно на 60 детей списка нуждающихся в жилье и количества неисполненных судебных решений (на 1 июля 2012 года – таких решений 250) работа прокуроров по защите жилищных прав детей-сирот будет продолжена.

В условиях недостаточности финансирования, предложений на рынке вторичного жилья особое значение приобретает сохранение закрепленного за детьми-сиротами жилищного фонда и должный учет нуждающихся в жилье. Отмечу работу только прокуратуры г. Воркуты, которой в первом полугодии 2012 года опротестовано 10 муниципальных правовых актов, закреплявших за детьми-сиротами жилье, не пригодное для проживания либо исключенное из муниципальной собственности. К сожалению, другими прокуратурами данная работа практически не проводится.

***

Не могу не упомянуть и об одном из важнейших и неизменных направлений в деятельности органов прокуратуры – участии прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами.

В первом полугодии 2012 года прокурорами обеспечено поддержание государственного обвинения в судах по 4345 уголовным делам в отношении 4677 лиц. Доля приговоров, постановленных в особом порядке принятия судебного решения, составила 76 %. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года шире применяется институт досудебного соглашения о сотрудничестве, о чем свидетельствует рост рассмотренных судами уголовных дел данной категории с 1 до 7.

По итогам работы за 2011 год Генеральный прокурор Российской Федерации обратил наше внимание на низкое качество кассационного обжалования судебных решений.

Этот вопрос в числе других стал предметом состоявшейся в марте внеочередной коллегии прокуратуры Республики Коми, по результатам которой принят ряд дополнительных организационно-практических мер по реализации требований приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 20.11.2007 № 185 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства».

С удовлетворением отмечу, что многие прокуроры пересмотрели отношение к работе на данном участке прокурорской деятельности.

Улучшилось качество апелляционного и кассационного обжалования.

Так, количество отклоненных апелляционных представлений снизилось с 25 до 8, а кассационных — со 117 до 43, в связи с чем возросло с 68,8% до 92,2% количество удовлетворенных апелляционных представлений, и с 60 % до 76 % — кассационных представлений.

Следует отметить работу прокуроров города Инты, Прилузского, Усть-Куломского и Ижемского районов, которые обеспечили качественную подготовку всех представлений и не допустили случаев их отклонения как на апелляционной, так и на кассационной стадиях.

Вместе с тем количество отмененных и измененных приговоров по жалобам других участников процесса продолжает оставаться значительным. По апелляционным и кассационным жалобам отменены и изменены приговоры в отношении 34 лиц, вынесенные судами городов Сыктывкара, Воркуты, Эжвинского района г. Сыктывкара, Троицко-Печорского района. И если эффективность апелляционного обжалования составила 83,3%, то эффективность кассационного обжалования лишь 75,6%.

Вследствие этого в надзорной стадии исправлены ошибки в 31 приговоре, из которых 14 приговоров государственными обвинителями своевременно не обжаловались. Наибольшее число таких приговоров постановлено с участием судами городов Вуктыла, Воркуты, Ухты, Сыктывкара, Инты и Корткеросского районов.

В то же время по жалобам других участников процесса не отменялись и не изменялись вышестоящими судебными инстанциями приговоры, вынесенные с участием прокуроров Сыктывдинского, Койгородского и Усть-Цилемского районов.

Отраслевому управлению во втором полугодии необходимо продолжить реализацию тех мер, которые позволили улучшить результаты работы.

***

В минувшем полугодии потребовалось принятие серьезных организационных мер, направленных на исправление ситуации, связанной с нарушением сроков при разрешении поступающих обращений.

В результате количество обращений, рассмотренных с превышением установленного законом срока, сократилось с 205 до 72, то есть в 3 раза. Удельный вес таких обращений в общем количестве рассмотренных в органах прокуратуры республики составил 0,5%, тогда как в аналогичном периоде прошлого года был равен 1,6 %.

При этом улучшение по срокам рассмотрения обращений отмечается как в аппарате прокуратуры республики, так и в прокуратурах городов Сыктывкара, Воркуты, Печорской межрайонной прокуратуре.

Вместе с тем факты волокиты при рассмотрении обращений граждан допустили прокуроры города Ухты и Княжпогостского района. Предупреждаю этих прокуроров о персональной ответственности за недопущение подобных нарушений.

Если со сроками рассмотрения обращений ситуацию в целом удалось улучшить, то к сожалению, не удается искоренить случаи поверхностного, некачественного проведения проверок по обращениям, что приводит к немотивированным отклонениям доводов заявителей.

Зачастую длительное время не находят объективного и окончательного разрешения в органах прокуратуры обращения о нарушениях законности в сфере ЖКХ, а также жалобы на решения органов дознания и предварительного следствия.

Следует отметить, что обеспечение законности в сфере ЖКХ — одно из приоритетных направлений нашей деятельности. Количество выявляемых здесь нарушений увеличивается из года в год. Если в первом полугодии прошлого года нами выявлено 742 нарушения, то в этом году этот показатель составляет 1111. По результатам принятых мер прокурорского реагирования отменено 19 незаконных правовых актов в этой сфере, к дисциплинарной ответственности привлечено 100 лиц, к административной – 25. В суды направлено 194 заявления против 74 за аналогичный период прошлого года. Из них судами уже удовлетворено 93 на сумму 244 тыс. рублей. Возбуждено 11 уголовных дел, из них 7 по материалам прокурорских проверок.

Не снижается и число обращений граждан на нарушения их жилищных прав. 1894 обращения разрешено прокурорами в этой сфере. Рост в сравнении с аналогичным периодом 2011 года составил 18%.

В целях надлежащего обеспечения защиты конституционных прав и свобод граждан всем прокурорам в наступившем полугодии надлежит принять действенные меры по повышению качества проводимых проверок по поступающим обращениям, а рассмотрение жалоб в сфере ЖКХ держать на особом контроле.

***

Переходя к вопросам состояния преступности и исполнения прокурорами своих полномочий по надзору за работой органов предварительного следствия и дознания, отмечу, что количество обращений граждан с заявлениями о преступных посягательствах не уменьшается. В правоохранительные органы республики сообщений о происшествиях в истекшем полугодии поступило на 0,4 % больше чем в аналогичном периоде прошлого года. Однако уголовных дел по ним возбуждено меньше на 10 %, число зарегистрированных преступлений снизилось на 853 (c 9119 до 8266 или на -9,4%). Количество преступлений по приостановленным в связи с неустановлением лица уголовным делам уменьшилось на 551 (с 2197 до 1646) или на 25%. Их число снижается почти в 3 раза быстрее снижения общего уровня преступности. Раскрываемость преступлений возросла до 78,6%. В то же время в абсолютных цифрах раскрыто на 930 преступлений меньше чем в первом полугодии 2011 года.

Анализ ситуации показывает, что статистические данные не отражают реальную действительность о количестве совершенных преступлений, о чем свидетельствуют следующие признаки.

Прокурорами факты укрытия преступлений от учета продолжают выявляться даже в большем количестве чем ранее.

По инициативе прокуроров поставлено на учет 1113 преступлений или более 13% от общего числа зарегистрированных (6 месяцев 2011 года – 978 или 10,7%). Наибольшее число укрытых преступлений выявлено прокурорами гг. Сыктывкара (296), Ухты (110), Эжвинского района г. Сыктывкара (96), Инты (72), Усинска (56).

На фоне снижения зарегистрированных преступлений и высокой раскрываемости отмечен рост по отдельным видам преступлений, обладающих меньшей степенью латентности. Например, возросло количество разбоев с 44 до 50, изнасилований с 17 до 25, фактов причинения тяжкого вреда здоровью со 159 до 167, в том числе повлекших по неосторожности смерть потерпевших с 31 до 39.

О распространенности латентных преступлений свидетельствуют данные Управления Федеральной миграционной службы о том, что в 2011 году число обращений граждан за выдачей утраченных паспортов составило 5642, что на 19% меньше чем в 2007 году (7028). При этом число зарегистрированных преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 325 УК РФ (хищение паспорта), снизилось почти в 8 раз (с 516 до 64). Эта тенденция сохранилась и в 1 полугодии 2012 года, когда с заявлениями об утере паспортов обратились 2,5 тысяч граждан, а зарегистрировано всего 24 преступления, при этом нераскрытыми остались лишь 6 преступлений (1 полугодие 2011 года – 41 и 15 соответственно). То есть в 2007 году уголовное дело возбуждалось по 1 из 13 обращений, а в 2012 году по 1 из 100. Раскрываемость с 2007 по 2012 год повысилась с 15% до 70%. Прокурорами городов и районов данные преступления, обладающие высокой степенью латентности и по которым виновные лица, как правило, не известны, в истекшем полугодии в ходе сверок и изучения уголовных дел не выявлялись.

С 2009 года в республике наблюдается снижение регистрируемых преступлений, предусмотренных ст.ст. 115, 116 УК РФ (причинение легкого вреда здоровью, побои). Количество таких преступлений сократилось с 2009 по 2011 год почти на 20%, снижение продолжается и в текущем году – с 1254 преступлений за 1 полугодие 2011 года до 1144 в истекшем полугодии. Раскрываемость за этот период повысилась с 79% до 84% по ст. 115 УК РФ и с 71% до 87% по ст. 116 УК РФ.

При выборочной проверке материалов по таким преступлениям в городах Ухте и Сосногорске возбуждено 25 уголовных дел, преступления о которых были укрыты в отказных материалах или путем направления мировым судьям. Выявлена недопустимая практика направления мировым судьям материалов о причинении побоев малолетним. Среди укрытых преступлений, помимо собственно побоев и причинения легкого вреда здоровью,кража, грабеж с применением насилия, угроза убийством, хищение документов.

Такая ситуация стала возможной в результате того, что не все прокуроры обеспечивают надлежащее исполнение требований п. 1 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 05.09.2011 № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» о пресечении незаконных решений должностных лиц правоохранительных органов, препятствующих доступу пострадавших от преступлений к уголовному судопроизводству.

Некоторые прокуроры забыли о своей обязанности в случае возникновения сомнений в обоснованности принятого решения, наличии в материалах неустраненных противоречий, получать объяснение от заявителя, в том числе и о мотивах изменения им своей позиции, что прямо предусмотрено пунктом 4.3 совместного указания Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД Российской Федерации от 12.09.2006 № 80/725 «Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за процессуальными решениями при рассмотрении сообщений о преступлениях».

Зачастую исполнение этой обязанности подменяется общением с заявителем по телефону, эффективность которого явно уступает личной беседе.

Так, в ходе проведенной центральным аппаратом прокуратуры республики в мае 2012 года проверки установлено, что прокурор г. Сосногорска получение объяснений от заявителей при наличии вышеуказанных оснований в 2012 году вообще не практиковал. Прокурором г. Ухты за тот же период 2012 года было получено только 9 объяснений граждан.

В результате выборочных проверок по инициативе аппарата прокуратуры в 1 полугодии 2012 года поставлено на учет 46 укрытых преступлений, из них по 29 процессуальные решения об отказе в возбуждении уголовного дела ранее проверялись горрайпрокурорами и последние с ними согласились (гг. Ухта – 12, Сосногорск – 9, Сыктывкар – 6, Усть-Вымский и Княжпогостский районы – по 1). По линии следственного комитета из 11 выявленных по республике преступлений, центральным аппаратом поставлено на учет — 8 (гг. Усинск – 4, Сыктывкар – 3, Ухта – 1).

В нарушение требований п. 1.3 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 05.09.2011 № 277 прокурорами надлежащим образом сверки регистрационно-учетных данных органов дознания и предварительного следствия с учетной документацией, а также с имеющимися в медицинских учреждениях, страховых компаниях, подразделениях территориальных органов Федеральной миграционной службы и иных организациях документами и данными, указывающими на противоправный характер деяний, должным образом не проводятся.

В текущем году в ходе сверок с различными организациями и учреждениями выявлено лишь 13 преступлений (5 – в г. Печоре, по 2 – в г. Сыктывкаре, Сыктывдинском и Усть-Куломском районах, по 1 – в г. Усинске и Усть-Вымском районе). В иных городах и районах латентные преступления в ходе сверок вообще не выявлялись.

О формальной работе прокуроров по выявлению латентных преступлений говорит и тот факт, что из 323 поставленных на учет таких преступлений 142 связаны с неуплатой алиментов, что составляет более 40%.

О явных просчетах в надзоре за учетом и разрешением сообщений о преступлениях свидетельствует и ситуация с регистрацией фактов незаконных порубок. Количество таких преступлений за 2011 год сократилось по сравнению с 2010 годом почти в 2 раза (с 241 до 129), в текущем году их число (57) остается примерно на уровне прошлого года (54).

Прокуратурой республики на примере отдельных районов установлены грубые нарушения учетно – регистрационной дисциплины и по этим составам преступлений.

Так, в органы внутренних дел по Княжпогостскому и Корткеросскому районам из лесничеств направлено 17 сообщений по фактам незаконных порубок, по которым возбуждено только 5 уголовных дел (в 1 полугодии 2011 года – 27 и 8 соответственно). Изучение в прокуратуре республики оставшихся 12-ти материалов показало, что факты незаконных порубок лесничествами устанавливаются, однако в ходе проверок дознаватели не проверяют информацию о лицах и организациях, причастных к незаконным действиям, не принимают мер по установлению достоверного размера ущерба, особенно в случаях, где виновные лица не известны. Из указанных материалов заместителем прокурора республики отменено 8 постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, с которыми надзирающие прокуроры согласились, по 3 из них уже возбуждены уголовные дела. Таким образом, только в двух районах республики 40 % преступлений этой категории фактически укрыты.

В таких «лесных» районах как Усть-Вымский и Вуктыльский сообщения о незаконных порубках в органы внутренних дел вообще не поступали, но это осталось без внимания прокуроров – проверки работы лесничеств, сверки не проводились. В схожем Усть-Куломском районе в текущем году по 16 поступившим сообщениям о преступлениях возбуждено 12 уголовных дел (1 полугодие 2011 года – 11).

Центральному аппарату прокуратуры республики необходимо провести проверку полноты направления в правоохранительные органы информации о лесонарушениях, законности всех процессуальных решений этой категории.

Также следует тщательно проверить, как прокурорами исполняются конкретные требования приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 05.09.2011 № 277 о сверках регистрационно-учетных данных органов дознания и предварительного следствия с имеющимися в учреждениях и организациях сведениями, указывающими на противоправный характер деяний и проведению личного собеседования с гражданами по поводу нарушений закона.

***

Прокуратурой республики совместно с руководителями правоохранительных органов разработаны и в июне 2012 года подписаны совместные приказы «О соблюдении разумных сроков при рассмотрении сообщений о преступлениях и производстве предварительного следствия» и «О соблюдении разумных сроков при разрешении сообщений о преступлениях и производстве дознания», которые устанавливают конкретный алгоритм действий по материалам и уголовным делам до принятия законного процессуального решения.

Допускаемые в этой сфере нарушения, в том числе со стороны прокуроров, все чаще становятся предметом разбирательств в Европейском суде по правам человека, которым требование оперативности и разумной быстроты расследования признается безусловным, а проведенное правоохранительными органами Российской Федерации разбирательство – неэффективным, что влечет возложение на государство обязанности по компенсации морального вреда.

Некоторые руководители органов внутренних дел свою обязанность по организации эффективного и в установленный срок рассмотрения сообщений о преступлениях не исполняют, чем нарушают требования ч. 1 ст. 148 УПК РФ, а также совместного приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД РФ от 12.09.2006 № 80/725 «Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за процессуальными решениями при рассмотрении сообщений о преступлениях» о необходимости принятия исчерпывающих мер для вынесения законных процессуальных решений. Прокурорам следует пресекать случаи внесения ими однотипных немотивированных ходатайств об отмене постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, не содержащих сведений о необходимости проведения конкретных проверочных действий и признаках конкретного состава преступления.

Подобная практика распространена в гг. Печоре, Ухте, Усинске, Инте, Воркуте. В результате в этих городах резко возросло количество отменяемых решений об отказе в возбуждении уголовного дела — в гг. Печоре с 768 до 1189, Инте – с 835 до 1285, Воркуте – с 843 до 1124.

В текущем полугодии прокуратуре республики необходимо проанализировать эффективность реализации на практике приказов о соблюдении разумных сроков судопроизводства, добиться их четкого исполнения.

***

Одной из самых эффективных мер прокурорского реагирования на выявленные нарушения является вынесение прокурором постановления о направлении материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании.

Прокурорами указанные полномочия в истекшем полугодии использовались более активно. Количество материалов, направленных в порядке пункта 2 части 2 ст.37 УПК по результатам «общенадзорных проверок» возросло с 265 до 318, количество возбужденных по ним уголовных дел — с 211 до 273. Увеличение произошло в таких актуальных направлениях надзора, как приоритетные национальные проекты (22 уголовных дела), государственные и муниципальные заказы (5 уголовных дел), в сфере жилищно-коммунального хозяйства (8 уголовных дел), в сфере охраны природы (13 уголовных дел), 9 уголовных дел возбуждены по фактам невыплаты заработной платы.

Вместе с тем не всегда увеличение статистических показателей свидетельствует о надлежащей организации работы.

Проведенный анализ свидетельствует, что по республике удельный вес материалов по фактам злостного уклонения от уплаты алиментов составил более 42,7 % от всего количества материалов, направленных прокурорами. Особенно высока доля таких материалов в прокуратурах Сысольского района – 90 % (9 из 10), Удорского района – 83 % (5 из 6). В прокуратурах Сыктывкара, Сосногорска Ухты, Эжвинского района г. Сыктывкара, Койгородского, Усть-Куломского районов удельный вес таких материалов превышает 50%. Вся прокурорская проверка в таких случаях сводится к запросу в подразделениях судебных приставов документов исполнительных производств, и, в крайнем случае, для придания видимости работы, получению одного-двух объяснений.

При этом во всех перечисленных прокуратурах отсутствуют акты реагирования в адрес судебных приставов по поводу непринятия ими мер по возбуждению уголовных дел в отношении неплательщиков алиментов. Это свидетельствует о подмене функций уполномоченных органов.

Единственным положительным примером на этом фоне является прокуратура Княжпогостского района, где эффективность материалов прокурорских проверок достигается за счет выявления преступлений в иных сферах надзора.

Я не призываю отказаться от проведения проверок соблюдения судебными приставами законодательства об исполнительном производстве по делам о взыскании алиментов. Однако, наша работа должна быть направлена на то, чтобы заставить исполнять требования закона тех должностных лиц, на которые эта обязанности прямо возложена.

Подменяя уполномоченные органы, мы упускаем из поля зрения те направления проверок, где требуется прокурорское вмешательство.

Приведу недавний пример.

13 июля в газете «Трибуна» была опубликована статья о возможном хищении более 1 миллиона рублей средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, выделенных на капитальный ремонт многоквартирного дома № 6 квартала Южный в п. Троицко-Печорск. После того, как 15 июля содержание статьи мне было доложено старшим помощником по взаимодействию со средствами массовой информации, работникам центрального аппарата прокуратуры республики потребовалось лишь несколько дней для проверки фактов, изложенных в публикации и установления наличия оснований для уголовного преследования лиц, совершивших хищение бюджетных средств, а также должностного лица администрации муниципального района «Троицко-Печорский», которая с превышением свои должностных полномочий, при отсутствии подписанного всеми членами комиссии акта выполненных работ, дала разрешение на перечисление денежных средств. 20 июля 2012 года мною подписаны 2 постановления о направлении материалов проверки в следственный орган, по которым возбуждены уголовные дела по признакам составов преступлений, предусмотренных ч.1 ст.286 и ч.4 ст.159 УК РФ.

Установить наличие оснований для уголовного преследования прокурор Троицко-Печорского района не мог в течение более 9 месяцев, хотя в данном случае проверка факта хищения бюджетных средств особой сложности не представляла. В то же время в истекшем полугодии 7 из 11 уголовных дел, возбужденных по результатам «общенадзорных» проверок этой прокуратуры, связаны с уклонением от уплаты алиментов.

Продолжают иметь место факты направления в органы предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании материалов при отсутствии данных, достаточных для установления наличия признаков состава преступления. По результатам рассмотрения 13 постановлений прокуроров отказано в возбуждении уголовного дела.

Так, прокурором г. Сосногорска в феврале 2012 года направлен материал проверки по факту невыплаты свыше 2 месяцев заработной платы работникам МУП Водоканал «Войвож», при этом сведений, подтверждающих наличие задолженности, а также корыстную или иную личную заинтересованность работодателя, не установлено. По результатам процессуальной проверки следственным органом принято обоснованное решение об отказе в возбуждении уголовного дела.

В этой связи требую от всех прокуроров при реализации полномочий, предоставленных п.2 ч.2 ст. 37 УПК РФ, обеспечить неукоснительное исполнение требований п. 1.9 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 16.01.2012 № 7 «Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности», исключив поверхностный подход к подготовке материалов, направляемых в следственные органы и органы дознания. Мотивированные постановления выносить только при сборе достаточных сведений для вывода о наличии достаточных оснований для уголовного преследования. А в случае их вынесения осуществлять надзор за законностью и обоснованностью принимаемых решений.

При необходимости проверки в порядке ст.144-145 УПК РФ сведений, содержащихся в поступающих в органы прокуратуры обращениях и заявлениях, строго руководствоваться требованиями приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 27.12.2007 № 212 «О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях». Их необходимо фиксировать в книге учета сообщений о преступлениях и безотлагательно передавать в орган, уполномоченный их рассматривать.

***

Национальной стратегией и Национальным планом противодействия коррупции исполнение законов в сфере государственных закупок отнесено к актуальным направлениям деятельности надзорных органов. Данная сфера является одной из тех, куда из федерального бюджета направляются колоссальные денежные средства. Желающих нажиться на этом много….

В 1 полугодии 2012 года прокурорами в ходе надзорных мероприятий выявлено и пресечено 358 нарушений законодательства на рынке закупок, в целях устранения которых принесено 12 протестов, внесено 95 представлений; по результатам рассмотрения актов реагирования 135 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, возбуждено 43 производства об административных правонарушениях, о недопустимости нарушения закона предостережено 6 лиц, в следственные органы в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ направлено 4 постановления, по результатам рассмотрения которых возбуждено 4 уголовных дела.

Следует признать, что практически все приведённые мною цифры сформировались из результатов рассмотрения обращений граждан, публикаций в СМИ, сообщений блоггеров. В нарушение требований приказов Генерального прокурора Российской Федерации плановая и целенаправленная работа на упреждение нарушений в данной сфере прокурорами не налажена, качественная собственная надзорная практика не выработана.

В единичных случаях допускаемые в этой сфере нарушения вскрываются правоохранительными органами. Соответствующая информация в органы прокуратуры практически не поступает.

Вместе с тем характер выявленных нарушений уже свидетельствует о том, что они стали системными и устойчивыми и, как правило, имеют коррупционную составляющую. Они связаны с неправомерным уклонением от установленных законом процедур, противоправными действиями конкурсных комиссий и участников размещения заказов, приемкой невыполненных либо некачественно выполненных работ.

Прокуроры пока ещё не сумели обеспечить качественную проверку издаваемых органами местного самоуправления незаконных правовых актов в сфере размещения заказов.

Не используются возможности мониторинга информации, представленной на официальных сайтах заказчиков; не принимаются меры прокурорского реагирования в связи с установлением фактов ненадлежащего информационного обеспечения закупок.

Нашего вмешательства требуют вопросы создания конкурентных механизмов, ограничивающих круг участников торгов; факты необоснованной закупки товаров (работ, услуг) у единственного поставщика без проведения торгов, уклонения от конкурсных процедур путём дробления заказов, заключения контрактов при фактически выполненных работах, неисполнения обязанности размещения заказов у субъектов малого предпринимательства; закупки при отсутствии нуждаемости в товарах, работах, услугах, завышения стоимости контрактов, влекущего причинение ощутимого ущерба бюджетам различных уровней и иные подобные случаи, в том числе с признаками уголовно-наказуемых деяний.

Особое внимание следует уделять вопросам проверки законности при создании комиссий по размещению заказов, определении их состава, порядка работы, рассмотрении заявок на участие в торгах; выявлять отношения аффилированности между членами таких комиссий и участниками размещения заказа.

Пристального внимания требует надзорное сопровождение мероприятий особой социальной значимости и резонанса. Проверке подлежит и деятельность органов контроля в сфере размещения заказов.

Допускаемые нарушения при исполнении государственных и муниципальных контрактов, а также приемке товаров, работ и услуг требуют, в том числе, и уголовно-правовой оценки.

Приведу пример. Прокуратурой Республики Коми по депутатскому обращению проведена проверка соблюдения законодательства в сфере размещения заказов для государственных нужд в части поставки в 2011-2012 гг. технологического оборудования для пищеблоков в образовательные учреждения республики.

Установлено, что в декабре 2011 года между Министерством образования Республики Коми и ООО «Учснаб Плюс» по результатам открытых аукционов в электронной форме заключены три государственных контракта на поставку товара на сумму свыше 50 млн. рублей. Согласно условиям контрактов оборудование необходимо было поставить в образовательные учреждения 19 городов и районов республики.

По результатам проверки установлены факты неисполнения контрактов, поставки некачественного оборудования и оборудования по стоимости дешевле в несколько раз, чем предусмотрено контрактом.

Вместе с тем Министерством образования Республики Коми, несмотря на фактическое отсутствие товаров, предусмотренных контрактами, актов пуско-наладочных работ, в период с 26 по 29 декабря 2011 года в полном объеме произведена оплата ООО «Учснаб Плюс» по данным контрактам. Более того, в нарушение требований закона должностными лицами министерства 29 и 30 декабря 2011 года на официальном сайте размещена недостоверная информация об исполнении вышеуказанных контрактов, то есть до фактического их исполнения.

Оплата произведена на основании подписанных руководителями образовательных учреждений либо начальниками городских (районных) отделов образования актов приемки-передачи товаров, несмотря на их фактическое отсутствие.

Более того, в нарушение условий контрактов ни одна единица поставленного оборудования фактически не установлена, пуско-наладочные работы со стороны поставщика не произведены.

По состоянию на конец марта текущего года, технологическое оборудование по государственным контрактам поставлено лишь в объеме от 74 до 79 %.

Каких-либо мер, направленных на расторжение контрактов, взыскание предусмотренных ими штрафных санкций, не принималось.

По результатам проверки прокуратурой республики Главе Республики Коми и министру образования Республики Коми внесены представления, 5 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности. Соответствующими городскими и районными прокурорами внесены представления руководителям образовательных учреждений в части подписания фиктивных актов приемки товаров. Требования прокуроров удовлетворены, к дисциплинарной ответственности привлечены 75 должностных лиц.

24.05.2012 прокуратурой республики в Управление Федеральной службы безопасности России по Республике Коми направлены материалы проверки для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства.

04.06.2012 Управлением возбуждено уголовное дело в отношении генерального директора ООО «Учснаб плюс» Яранова С.А. по признакам преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 УК РФ.

В силу актуальности вопроса об обеспечении состояния законности в сфере закупок, требую от прокуроров принципиально реагировать на нарушения закона, во 2 полугодии 2012 года продолжить на постоянной основе проводить проверки исполнения законодательства о закупках при размещении муниципальных заказов. При организации надзора особое внимание уделять возмещению причиненного в результате нарушений законодательства ущерба, в том числе принимать меры по его взысканию в судебном порядке и реальному исполнению судебных решений; принципиально требовать устранения допущенных нарушений закона, в судебном порядке обязывать органы власти и хозяйствующие субъекты выполнять взятые на себя обязательства и возложенные в силу требований федерального законодательства обязанности; своевременно рассматривать вопрос о наличии оснований для привлечения виновных лиц к административной и уголовной ответственности; размещать в средствах массовой информации сведения о нашей деятельности в этой сфере.

***

На прошедшей в июне этого года совместной коллегии прокуратуры республики и МВД по Республике Коми мы обсудили комплекс проблем в сфере безопасности дорожного движения.

Хотелось бы заострить внимание присутствующих на одной из них, требующей принятия незамедлительных мер.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено наказание в виде административного ареста на срок до 15 суток за ряд наиболее тяжких нарушений в области дорожного движения.

Статьей 27.5 Кодекса органам внутренних дел предоставлено право задержания виновного лица на срок до 48 часов, что позволяет обеспечить своевременное рассмотрение административного дела, а затем и исполнение административного наказания.

Вместе с тем в ходе проверки в Сыктывкаре, Прилузском, Сысольском и Усть-Куломском районах выявлено 12 фактов, когда лица, совершившие правонарушения, за которые предусмотрено наказание в виде административного ареста, не задерживались. Впоследствии по причине неявки правонарушителя в суд производство по делу об административном правонарушении прекращалось из-за истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.

Также установлено, что в спецприемнике УМВД по г. Сыктывкару в нарушение статьи 32.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не было исполнено 104 постановления суда о назначении административного ареста, в том числе 66 постановлений, вынесенных за совершение административных правонарушений в сфере безопасности дорожного движения. Выявлены постановления суда, которые не исполнялись с февраля 2011 года.

Складывается парадоксальная ситуация, когда сотрудники ГИБДД доставляют нарушителя в дежурную часть органа внутренних дел, при наличии оснований задерживают его до рассмотрения административного дела, а после назначения судом административного ареста дежурный по спецприемнику отпускает лицо, которому назначен административный арест.

Такие действия мотивируются либо недостатком мест в спецприемнике, либо наличием у нарушителя заболевания. Нарушителю предлагается впоследствии самому прибыть для отбытия наказания. Между тем, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях правом предоставить отсрочку исполнения ареста на срок до одного месяца наделён только судья, вынесший постановление.

Нарушения требований закона при исполнении административного наказания в виде ареста не позволяют достичь главной его цели – предупредить совершение новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, создают у них ощущение безнаказанности, а при отсутствии надлежащего ведомственного контроля порождают возможность коррупционных злоупотреблений со стороны сотрудников полиции.

Такое положение дел стало возможно из-за просчетов в организации надзора в прокуратуре города Сыктывкара.

Есть все основания считать, что аналогичные нарушения характерны и для других городов и районов республики.

В целях искоренения подобных нарушений поручаю прокурорам в течение месяца провести сверки с судами и органами внутренних дел по вынесенным постановлениям о назначении административного ареста за нарушения в сфере безопасности дорожного движения. При выявлении случаев неисполнения данного вида наказания принимать весь комплекс мер прокурорского реагирования по привлечению виновных должностных лиц органов полиции к дисциплинарной ответственности, а по фактам злоупотребления своими полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности — к уголовной ответственности.

Одновременно необходимо проверить соблюдение бытовых и санитарных условий в помещениях спецприемников при отбытии административного ареста.

***

Одной из приоритетных задач прокурорского надзора является обеспечение законности при реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду. Для Республики Коми эти вопросы крайне актуальны.

Указанные цели и задачи должны реализовываться в процессе осуществления общенадзорной деятельности как природоохранными, так и территориальными прокурорами. Одной из наиболее эффективных форм защиты прав граждан на благоприятную окружающую среду является судебная.

Несмотря на увеличение общего количества направленных в суд заявлений в сфере охраны окружающей природной среды, основная их часть приходится на заявления об устранении нарушений законодательства в сфере лесопользования (45,4 %).

При подготовке и направлении заявлений в суды прокуроры используют наработанную практику в отдельной сфере, оставляя без внимания другие направления.

Прокуроры не принимают должных мер к устранению нарушений в сфере охраны водных объектов, не отслеживают ситуацию по несанкционированному сбросу сточных вод. Такие иски предъявляли только Печорский природоохранный (9 исков) и Печорский межрайонный прокуроры (2), прокурор города Сосногорска (3), Корткеросского района (8), по одному заявлению предъявлено прокурорами города Ухты и Койгородского района.

Заявления о возложении обязанности оборудовать предприятия локальными очистными сооружениями выпусков сточных вод, установить приборы учета таких вод, провести ревизии очистных сооружений и о запрете размещения снежных масс, прокуратурами городов и районов не готовились.

В III квартале 2012 года природоохранным и территориальным прокурорам необходимо установить фактическое наличие очистных сооружений у предприятий-водопользователей, а также реальные объемы сброса сточных и дренажных вод. При их отсутствии предъявить заявления в суды.

Выявив факты отсутствия средств измерения расходов воды на водозаборных сооружениях и сооружениях для сброса сточных вод, либо превышения нормативов водоотведения по качеству сточных вод, в судебном порядке обязывать устанавливать такие приборы в соответствии с п. 5 ч.2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации и запрещать сброс вод с превышением нормативов.

Недостаточно активно используются гражданско-правовые средства по прекращению негативных последствий выбросов в атмосферный воздух, понуждению предприятий провести их инвентаризацию. Данная работа проводилась Печорской природоохранной (18 заявлений) и Печорской межрайонной прокуратурами (3), по одному заявлению предъявлено прокуратурами городов Воркуты и Ухты.

Несмотря на работу по ликвидации самовольных свалок прокуроры до настоящего времени не добились от органов местного самоуправления, Управления Росприроднадзора Республики Коми, городских (районных) комитетов по охране окружающей среды надлежащей организации и контроля за сбором, вывозом и утилизацией отходов.

Иски о понуждении строительства полигонов, реконструкции существующих прокурорами городов и районов в суды не направлялись.

Единичны требования об утилизации ртутьсодержащих и энергосберегающих ламп. Прокуратура Усть-Вымского района предъявила 4 таких иска, Печорская природоохранная межрайонная прокуратура — 3.

Прокурорами городов Инты, Вуктыла, Эжвинского района г. Сыктывкара, Усть-Вымского, Усть-Куломского, Троицко-Печорского, Сыктывдинского и Койгородского районов исковая работа в сфере охраны окружающей природной среды не проводилась.

Указанные недостатки стали возможны вследствие пассивной позиции прокуроров и недостаточной организующей и направляющей роли Управления по надзору за исполнением федерального законодательства.

Необходимо активизировать работу в данном направлении, запланировать проведение проверок с привлечением специалистов ведомств, осуществляющих контроль в сфере охраны природы и обладающих необходимыми познаниями, в том числе на предмет технической возможности устранения выявленных нарушений (Ростехнадзор, Роспотребнадзор, Минприроды РК).

***

В минувшем полугодии Генеральным прокурором Российской Федерации приняты новые приказы об обеспечении участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе.

Теперь критериями оценки работы прокуроров в этом направлении являются:

— качество поддержания в суде предъявленных прокурором исков (заявлений),

— эффективность апелляционного и кассационного обжалования судебных постановлений по гражданским и арбитражным делам,

— обоснованность представлений о пересмотре в порядке надзора судебных актов.

Эти задачи требуют от прокуроров качественного участия на всех стадиях судебного процесса, что является залогом эффективной защиты и восстановления нарушенных прав.

***

Завершая доклад, хочу заметить, что я акцентировал ваше внимание только на наиболее важных проблемах в осуществлении надзора по направлениям деятельности прокуратуры и на первостепенных задачах на 2 полугодие, которые должны найти отражение в решении сегодняшней коллегии. Во второй части коллегии прошу заместителей прокурора республики, руководителей структурных подразделений проанализировать результаты работы городских, районных и специализированных прокуратур, обозначить пути решения названных мною проблем, и доложить, какие организационные меры ими будут приняты для активизации работы.